26.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7513; сегодня: 3.

Новыми идеями легко заразить

Новыми идеями легко заразить

Эпиграфом к дискуссии на тему «Инновационная деятельность учителя» стала фраза Александра Герцена: «Новое нужно создавать в поте лица». И примерно с таким же энтузиазмом приступили к работе участники обсуждения. Как оказалось, инновационная деятельность является одной из самых животрепещущих, самых дискуссионных тем, но, по словам доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ольги Даутовой, в процессе размышления над ней никто не ждет конкретного ответа.

Правда, участники дискуссии все же попытались разобраться в вопросе: что такое инновация и что ее отличает от модернизации? К примеру, Владимир Антокольский, начальник управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа, дал такое объяснение современному образовательному процессу:

- То, что происходит сегодня, нельзя назвать инновацией. Это – модернизация. Поскольку никто никакого прорыва, а инновация – это безусловный прорыв вперед, не совершает. Инновацией был полет человека в космос, поскольку это стало абсолютно новым явлением в нашей жизни. В системе образования на данном этапе мы лишь модернизируем и пытаемся применить на своей почве уже существующее. На 60 тысяч российских школ приходится максимум тысяча инновационных. Среди полутора миллионов учителей лишь единицы могут быть инноваторами, то есть учителями с «божьим даром». Инновация – это штучный товар. Однако, отрадно, что государство сформулировало заказ на изменение школы, потому что школе необходимо меняться каждые 20-30 лет.

Инновация, по мнению участников дискуссии, должна поддерживаться школьным педагогическим сообществом, органами управления образования. Если этого не происходит, новаторство гибнет. Кроме того, когда речь идет об инновационной деятельности учителя, очень важен обмен информацией. Как заметила учитель из йошкар-олинской школы Галина Персиянцева, чтобы вновь не изобретать велосипед, необходимо создавать единое информационное образовательное пространство. Успешные примеры подобных проектов есть в Петербурге, Москве, Елабуге.

Стремление к инновационной деятельности может развиваться и у учителя, и у школы, если для этого созданы условия успеха. В большинстве своем, учителя – люди творческие, уверена вошедшая в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009» Светлана Прокофьева, учитель немецкого языка из Пскова. Любая интересная, яркая идея способна заразить весь коллектив и заставить его работать в ином, инновационном режиме. Серьезный эффект от инновационной деятельности может произойти в том случае, когда администрация школы поддерживает новаторские начинания учителя и коллектива в целом. Однако следует помнить, что инновационная деятельность как формальность не имеет смысла. Не каждая школа может быть включена в нее. Целесообразнее создание экспериментальных площадок, где будет проходить обкатка той или иной идеи.

Целью инновационной деятельности участники дискуссии назвали радость обучения. Инновация, по их мнению, нужна для того, чтобы дети могли активно включаться в пространство общения, чтобы им было легко и интересно учиться. Правда, следует учитывать, что ни одна инновация не обходится без состояния напряженности и неопределенности для ее автора. Впрочем, это состояние естественное и непродолжительное.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...